Дочитал последнее произведение С. В. Лукьяненко — фэнтези-сказку (если словосочетание «фентези-сказка» не звучит как «масло масляное») «Недотепа». Ну что тут можно сказать… Все-таки последними более-менее нормальными произведениями Сергея остаются «Черновик»—«Чистовик», а последним действительно сильным — «Спектр». Собственно, опрос в ЖЖ автора это же и показывает — «Неплохая книга» — это максимальная и одновременно наиболее справедливая оценка данного романа, который, чует мое сердце, может ненавязчиво перерасти в серию…
Впрочем, вдаваться в анализ и критику творчества Сергея не особенно хочется (он мне всегда нравился чисто как человек — и по переписке, и в непосредственном общении, а моя жена вообще писала у его жены курсовую, — а может быть и диплом, уж точно не помню, — что позволяет говорить о нем практически как о друге семьи ;-)))) ), а хотелось сказать совсем другое. А именно: безмерно печалит тенденция в литературе последних лет — создавать удачливых и неталантливых литературных героев. Я думаю, примеров можно не приводить — они нас окружают и самые популярные образчики творчества козыряют именно такими героями: вполне симпатичными и положительными, которым (пусть и не совсем легко и непринужденно — все-таки ведь должна быть в произведении какая-то интрига!) все удается и у которых все получается, но которые при этом ничем ровным счетом (ну или же несущественно) не отличаются от любого другого представителя рода человеческого и причина успеха которых по сути состоит в простом везении: случайно оказались в нужное время в нужном месте, случайно познакомились с хорошими людьми, случайно сделали что-то правильное или же сказали правильное слово…
Хочется, конечно же, сказать, что все это пошло с Гарри Поттера и что дело вообще не в литературе, а в социуме, который эту самую литературу потребляет, но это было бы слишком просто — вообще, всегда легче всего все свалить на социум. Однако же, с социума и взятки гладки — он в принципе всегда идет по пути наименьшего сопротивления, а вот писателей хотелось бы и пожурить. Ведь в самом деле — подобная литература обладает даже не нулевым, а отрицательным мотивационным влиянием на читателя! Читая про Супермена читатель хотя бы не расслабляется, а думает — «Вот это люди! Эх, было бы круто иметь сверхспособности! Но у меня-то их нет, поэтому пора идти вкалывать…» А вот подобные всенародному любимцу Гарри или новорожденному Триксу герои откровенно разрушают всю человеческую (а главным образом — подростковую) мотивацию на корню. Зачем чего-то делать, к чему-то стремиться и ставить себе какие-то цели, если «днём или ночью чудо откроет дверь» (с), после чего все будет «в шоколаде»? Никто, конечно, не говорит, что все книжки должны быть по типу «Как закалялась сталь», но почему-то когда я читаю Дивова (у которого герои не только супермены, но еще и к тому же — какая-то из сторон личности автора — оторопь берет, когда представляешь, что за человек автор, если у него из каждой черты характера по супермену рождается!) или того же Лукьяненко, но чуть более раннего (взять хотя бы вечных антогонистов — «Лабиринт отражений» и все тот же «Спектр»), — у меня подобных вышеописанным ощущений не появляется…
С другой стороны, если все эти особенности новых литературных героев осознавать, то книжки читать вполне можно без вреда для собственной психики — просто как развлекательную литературу. Чем плохо?
Радует лишь одно — судя по всему Сергей прекрасно осознает все вышесказанное, иначе бы он не стал добавлять в «Недотепу» совершенно на мой взгляд искусственные последние страницы, где Трикс решает «заниматься делом», а не просиживать штаны дома. К сожалению, конец действительно достаточно искусственный и натянутый, а весь его эмоционально-мотивационный заряд проходит мимо читателя, так как перечеркнуть парой страниц все предыдущее повествование достаточно трудно. Хотелось бы только, чтобы автор это самое осознание использовал во благо и следующей книжкой мы получили не продолжение «Конкурентов», а что-нибудь более серьезное. Тем более, что Сергей прекрасно умеет сочетать качественный экшен с более «высокими» литературными задачами. 🙂
ps: Кто-то скажет, «А как же магия! Главный герой не просто такой весь из себя счастливчик! Он просто ни фига себе маг!». Что тут можно ответить… Магия в этой книжке — это вообще дань стереотипам и требование жанра. Лучше бы ее там вообще не было — было бы интереснее.
pps: Любопытно то, что несмотря на большую библиографию в своем ЖЖ С.В. Лукьяненко цитирует не что-нибудь, а «Осенние визиты» — старый роман 95 года (а, скорее всего, написанный еще раньше), который безусловно исполнен не так профессионально и качественно, как современные творения автора, но — черт побери! — насколько он искренен и пронзителен!
Профессионально? Качественно? Хм… Без комментариев.
Не, серьезно — качественно написано. На самом деле, очень часто путают талантливость и именно качество текста. Если талант — штука достаточно абстрактная и неформализуемая, то оценить качество текста можно вполне легко и по конкретным критериям. Нагляднее всего это на поэзии всегда видно: стих может быть написан совершенно правильным размером, с хорошими рифмами, подобранной аллитерацией и т.п., но при этом читаешь и видишь — что говно говном. 😉 У меня, кстати, та же проблема — могу писать качественные с технической точки зрения стихи, но отсутствие таланта подводит. 😉
Так вот, фишка в том, что технику подтянуть (что в поэзии, что в прозе) — не особо сложно: есть литература соответствующая, есть куча курсов/кружков/мастер-классов (сам в свое время ходил), ну и вообще — со временем появляется опыт и набивается рука. А вот талантливости произведению по инструкциям не прибавишь, и в этом вся проблема… 🙂
А ну если так разделять… то пожалуй да.
Из действительно хороших произведений у СЛ я считаю только «Мальчик и Тьма»
Кстати, да — очень неплохая штука. Присоединяюсь. 🙂