Про экзамены

Очень не люблю сдавать экзамены. Любые — будь то поступление в ВУЗ или собеседование при приеме на работу. Собственно, наверное именно поэтому я ни разу не устраивался на работу… 😉

Однако, сдавая на этой неделе экзамены в магистратуру, отчетливо ощутил их полезность — очень уж мобилизуют мышление, — а параллельно не то чтобы ужаснулся, но не был сильно обрадован состоянием современного образования. Не в том смысле, что образование плохое, а в том, что студент пошел какой-то мелкий… Имеем — один из если и не ведущих, то более чем мощных гуманитарных ВУЗов страны. Поступление в магистратуру — т.е. туда, куда должны идти как минимум бакалавры — люди уже получившие базовое высшее образование (отучившиеся 3 курса). Два экзамена — специальность и язык. Поскольку ВУЗ гуманитарный, оба экзамена — устные, что логично и правильно, т.к. гуманитарность подразумевает способность мыслить системно и внятно намысленное сформулировать, а также не менее внятно отвечать на поставленные вопросы.

Так вот эта самая «внятность» у современной молодежи (это жесть — в 25 лет я себя современной молодежью уже не ощущаю) отсутствует совершенно. Четко сформулировать и связно изложить свои мысли, даже если они вполне верные, могут очень немногие — практически единицы, а большинство изливает на преподавателя чистый и незамутненный поток сознания, в котором преподаватель-экзаменатор должен типа сам найти то, что его интересует. Если экзаменатор задает вопрос и получает в ответ любую осознанную и законченную фразу, хотя бы отдаленно имеющую отношение к обсуждаемой теме — то отвечающий уже может рассчитывать на условную «четверку» (условную потому, что системы оценивания и количества баллов везде разные). Если же речь идет об иностранном языке и эту самую осознанную фразу экзаменуемый способен озвучить на нем, а при этом еще соблюсти правила грамматики и обеспечить отсутствие «рязанского» произношения (я люблю Рязань, просто идиома такая 😉 ) — то он вообще «король» и все дороги ему открыты. 😉

Спросил у жены (преподаватель в ВУЗе, кандидат психологических наук), является ли столь ужасающее состояние гуманитарных способностей у молодежи типичным по ее повседневному опыту преподавания и экзаменовки студентов/магистрантов или же у меня просто так совпало, а на самом деле все получающие высшее гуманитарное образование мальчики и девочки — умники и умницы. Ан нет — жена подтвердила — ситуация более чем плачевная. Говорить и адекватно выражать свои мысли сейчас не может почти никто из учащихся. И это воистину печально…

Можно подумать, что я всего лишь хочу потешить свое ЧСВ и поэтому картинно всплескиваю руками и хватаюсь ими за голову. Но нет — я действительно под впечатлением. Я понимаю, что не все должны быть ораторами, писателями и т.п., но для человека учащегося/поступающего на какое-то гуманитарное (не техническое и не естесственнонаучное, хотя, конечно, и там это все не повредит) направление, умение формулировать свои мысли должно быть априори основным. У него может быть плохая память, он может быть тугодумом, он вообще может быть замкнутым интравертом (мы, гуманитарии, вообще почти все такие), но когда у него есть мысль, он должен взять ее и выдать наружу так, чтобы она не выглядела SMS’кой или надписью на заборе. И в обратном меня никто не убедит.

Про экзамены: 6 комментариев

  1. Частенько наоборот — внятно умеют выражать свои мысли как раз технари. Ну может если не внятно — то связно и логично.

  2. Мммм…. С «технарями», по-моему, все-таки немного другое. «Технарь» обычно должен решить какую-то конкретную поставленную перед ним задачу и описать логику ее решения. С этим никаких проблем. А вот если чисто «техническому» человеку задавать абстрактные вопросы — про отношение к чему-то, про то, что он думает о чем-то и т.п. — он обычно, на мой взгляд, реагирует хуже гуманитария. Хотя это все очень субъективно… Может у меня слишком требования завышенные. 😉 Вчера был на первой магистерской лекции в Финансовой Академии, как раз на предмете «Современные информационные технологии в экономической науке и практике». Рассказывали, как пользоваться Excel’ем и решать в нем линейные уровнения. 🙂 Народ тихонько слушал, а в перерыве самые эмоциональные ходили и говорили — «Слова произносят какие-то знакомые, но что они значат — не понимаю!» ;-))))

  3. Какая жесть…

    Впрочем, что уж тут если года два назад, когда я в школе работал… и преподавал, как ни странно — информатику…

    В общем после урока в 10 гэ классе (рисуем картинки, но что интересно, не в пэйнте, а в NeoPaint’е и с предварительным обучением)… подходит ко мне великовозрастное дитя (ростом почти с меня, чуть менее 190 см) и говорит:

    — Поставьте мне пятерку!
    — А чему не тройку?, — спрашиваю.
    — Мне за пятерку мама платит 500 рублей, а за тройку 200.

    Я в тихом ужасе ушел плакаццо завучу.

  4. 1) О! NeoPaint! Виндовый? Мы в школе, помнится, еще в Досовском работали — это было прекрасно! :=-)
    2) Надо было проявить больше цинизма и просить хотя бы 100 рублей отката. ;-)))

  5. Ага, он самый, под винду. А он разве был под DOS?
    Не помню…

    Про откат — опасно. Тогда как раз раскручивалась программа «учитель не должен брать взятку»

  6. 1) Ага. Не только был, но и остался. 🙂 Собственно, лично я тогда им и пользовался, а виндовый даже не видел. Самое смешное, что зашел на их сайт сейчас, а они досовский по прежнему нормально так продают…. 🙂
    2) Ну так и детям за оценки платить не вполне правильно. 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *